05.03.2025 13:03
Аналитика.
Просмотров всего: 4776; сегодня: 1.

Марионеточное государство Маньчжоу-Го

Марионеточное государство Маньчжоу-Го

Оккупации Маньчжурии предшествовала серия методично осуществлённых японской армией «инцидентов» — провокаций для развязывания войны.

Истоки конфликта за доминирование в Маньчжурии

Часть территории северо-восточного Китая, Маньчжурия, уже в конце 19-го века стала объектом политических конфликтов иностранных государств, претендовавших на доминирование в этой области. Российское правительство, заключив в 1896 году договор о военном союзе с Китаем и подписав контракт о постройке через Северную Маньчжурию Китайско-восточной железной дороги (КВЖД), закрепило за собой Порт-Артур и Дальний (Дайрен), а после подавления восстания Ихэтуань в Пекине в 1900 году утвердило северный Китай в качестве сферы своего влияния.

Симоносекский мирный договор 1895 года, завершивший неудачную для Китая войну с Японией и обозначивший вступление Японии в международное сообщество на правах равного партнера, расширил японское политическое и экономическое влияние в стране.

Столкновение интересов в регионе привело к Русско-японской войне 1904-1905 годов, в результате которой южная Маньчжурия со всеми «правами» и «интересами» России, то есть аренда Квантуна, южная ветвь КВЖД от Дайрена до Чанчуня и предприятия российского производства, перешли к японцам. С окончания Русско-японской войны Япония настаивала на своих правах на территорию Маньчжурии.

Ситуация в регионе значительно усугубилась для Японии зимой 1928 года, когда 29 декабря Чжан Сюелян провозгласил присоединение трех восточных провинций к нанкинскому правительству. И хотя политическое влияние Гоминдана в северо-восточном Китае было невелико, там велась усиленная агитация против иностранных держав, особенно Японии. Потому руководство Квантунской армии уже в марте пришло к выводу, что маньчжуро-монгольская проблема может быть решена только путём подчинения этих территорий Японии.

Международная обстановка способствовала планам японского руководства. В Китае шла внутренняя война, пекинское правительство противостояло южному, Пэйянская военная группировка — Южному революционному правительству. В Маньчжурии действовали группы, стремящиеся восстановить Цинскую династию, борющиеся за сохранение границ и спокойствия на их территории, за независимость Монголии.

Оккупации Маньчжурии в сентябре 1931 года предшествовала серия методично осуществлённых японской армией «инцидентов» — поводов к развязыванию войны. Самая крупная японская провокация — Маньчжурский инцидент — произошла 18 сентября 1931 года. В соответствии с заранее разработанным планом, японские войска, расположенные в зоне ЮМЖД, двинулись вглубь китайской территории и оккупировали Мукден.

В течение 5 дней японский гарнизон, не встретив значительного сопротивления китайской армии, занял основные города в районе ЮМЖД: Аньдун, Мукден, Чанчунь, Фушунь, станцию Куанчэнцзы, Гирин. Учитывая, что с помощью силы предотвратить оккупацию не было возможным, Чан Кайши отдал приказ Чжан Сюеняну проводить политику «несопротивления» японской армии.

21 сентября китайское правительство обратилось в Лигу Наций с надеждой, что она вынесет решение в пользу Китая, и с помощью международного давления будет возможно вытеснить японские войска из Маньчжурии. Японская оккупация стала первой серьёзной проверкой для системы коллективной безопасности, ради которой была создана Лига Наций. Соединённые Штаты не входили в Лигу, а Англия была заинтересована в сохранении дружественных отношений с Японией, которая ещё номинально являлась союзной державой. Одновременно британская дипломатия проводила политику, направленную на поддержание дружественных отношений и с Чан Кайши, что в целом вызывало затруднения. Джон Саймон, министр иностранных дел Великобритании, известил Кабинет о том, что Япония имеет право посылать войска в Китай. СССР официально осудил японскую оккупацию Маньчжурии, однако советское правительство не желало обострять конфликт и прибегать к открытому противостоянию до тех пор, пока японская армия находилась за пределами зоны КВЖД.

Создание Маньчжоу-Го

29 февраля 1932 года по указанию четвёртого отдела штаба Квантунской армии в Мукдене собрался Всеманьчжурский объединённый съезд по созданию государства. На нём было принято решение о формировании на территории Маньчжурии «государства» Маньчжоу-Го и назначении Пу И его верховным правителем. Флагом Маньчжоу-Го был избран штандарт Цинской Империи (желтое поле с красной, голубой, белой и черной полосами), эра правления получила название Датун (великое благоденствие), столицей стал город Чанчунь, переименованный в Синьцзин (новая столица).

1 марта 1932 года была опубликована «Декларация об образовании Маньчжоу-Го», в которой говорилось, что целью создания государства является благоденствие народа. Японское правительство направило Лиге Наций ноту, в которой заявляло, что «все изменения, которые произошли в составе маньчжурской администрации, являются результатом действий местного населения». На самом деле создание нового государства не сопровождалось каким-либо референдумом или иной формой волеизъявления народа.

1 марта 1934 года Маньчжоу-Го было официально провозглашено монархией во главе с Пу И. Новое государство признали де-юре союзники Японии по «антикоминтерновскому пакту». 1 ноября 1937 года режим в Маньчжурии был признан Италией. Несмотря на существование торговых связей с Маньчжурией, гитлеровская Германия в течение длительного времени воздерживалась от признания прояпонского режима в этом регионе, объясняя это тем, что нельзя «делать Японии подарок, не получив что-нибудь взамен». Формальное признание произошло лишь 20 февраля 1938 года.

Де-факто Маньчжоу-Го признал СССР. Тем самым советская дипломатия надеялась обеспечить сохранность государственного имущества и безопасность советских граждан, добиться разрешения вопросов, касающихся установления бесперебойного судоходства по пограничным рекам. Кроме того, по территории Маньчжоу-Го проходила КВЖД. Однако в 1935-м было подписано соглашение о продаже КВЖД Маньчжоу-Го, рассматривающееся как разрешение одной из важнейших дальневосточных проблем и в то же время как крупнейшее положительное событие в развитии советско-японских отношений.

Оккупация японскими войсками Маньчжурии значительно ухудшила стратегическую обстановку и для Монгольской Народной Республики (МНР). Китай не признавал независимости Внешней Монголии и считал её частью своей территории. Не признавала монгольской независимости и Япония. Идея Токио заключалась в объединении МНР с китайскими провинциями Внутренней Монголии в ещё одно марионеточное государство «Монголо-Го» по образцу Маньчжоу-Го. Конечной целью этих трансформаций виделось образование единой «маньчжуро-монгольской империи», то есть возвращение Внешней Монголии под власть маньчжурских правителей, как это было с конца 18-го до начала 20-го века. Это образование должно было стать новым материковым владением Японии.

В условиях нараставшей напряжённости в связи с японской агрессией в Китае пограничная зона Монголии и Маньчжурии превратилась в место регулярных столкновений между отрядами противоборствующих сторон, причём процесс этот был обоюдным, и установить изначальную виновность той или иной стороны было почти невозможно. В сложившихся условиях наиболее реальной политикой для сохранения государственности и для поддержания национальной безопасности МНР было дальнейшее военно-политическое и экономическое сближение с СССР.

27 ноября 1934 года стороны договорились о заключении джентльменского соглашения, предусматривавшего в случае нападения на одну из договаривавшихся сторон поддержку и оказание помощи, в том числе и военной. В марте 1936 года в Улан-Баторе был подписан советско-монгольский протокол о взаимной помощи. Следующей фазой стал непосредственно монголо-японский вооружённый конфликт, который развивался с 1932 года с взаимными вторжениями и на территорию МНР, и на территорию Маньчжоу-Го. Военные действия на Халхин-Голе, происходившие с середины мая до 16 сентября 1939 года, закончились полным поражением японо-маньчжурской стороны.

Оккупация Маньчжурии и создание на её территории марионеточного государства Маньчжоу-Го стали важными шагами в укреплении стратегических позиций Японии на материке. К 1938 году под контролем Японии оказалась большая часть промышленно развитых районов Китая. В этой ситуации 3 ноября 1938 года правительство Коноэ опубликовало официальное заявление, подписанное императором, в котором говорилось, что на данном этапе задачей Японии является установление «нового порядка в Восточной Азии».

Япония стремилась распространить на весь Китай форму осуществления своего господства, найденную в процессе создания Маньчжоу-Го и успешно применяемую на практике. Это означало попытку установить японскую экономическую и политическую гегемонию во всём Китае и потребовать признания такого положения другими державами.

С началом войны на Тихом океане 22 декабря была принята программа экстренной экономической политики, которая предусматривала повышение эффективности контролируемой экономики, уменьшение притока товаров из Японии и увеличение производства и снабжения Японии сырьевыми материалами, чтобы тем самым способствовать ведению войны.

В целом, Япония сделала попытку создать государство со всеми атрибутами суверенного государства, положив в основу идею «неформального империализма». Тем не менее было абсолютно очевидно, что Маньчжоу-Го не играло самостоятельной роли ни на международной арене, ни в своих внутренних делах, и неуклонно следовало политическому курсу метрополии.

Текст:  Мария Молчанова. «Дилетант»

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12165 публикаций
Сайт: diletant.media/articles/28078886/
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...