Четвёртый конгресс Священного союза[1] состоялся в Вероне (Италия) с 20 октября по 14 ноября 1822 г. Он остался в истории как последний и наиболее представительный в череде конгрессов Венской системы[2], созданной в 1815 г., и представляет интерес с точки зрения практики многосторонней дипломатии и роли России в поиске коллективных решений непростых международных проблем.
Угроза монархическим устоям и стабильности, нависшая над Европой вследствие революционно-освободительных движений в Италии, Испании и ее колониях в Латинской Америке, начавшееся в 1821 г. греческое восстание, требовали от держав Священного союза согласованных действий.
Предложение о проведении очередного конгресса с целью «вновь подтвердить существование союза и единства монархов» было сделано австрийским императором Францем I российскому государю Александру I через посла в Вене Д.П.Татищева в июне 1822 г. [Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского министерства иностранных дел. Серия вторая. Т. IV (XII). М., Наука, 1980 г., с. 528] Министр иностранных дел России К.В.Нессельроде 13 (25) июля 1822 г. сообщил о согласии Александра I принять в нем участие.
В октябре 1822 г. в Вероне собрались правители России, Австрии, Пруссии, Сардинии, королевства Обеих Сицилий, Тосканы, Модены и Пармы, а также уполномоченные Англии, Франции и Ватикана. Повестка дня форума включала подготовку французской интервенции для подавления революции в Испании, признание независимости латиноамериканских стран, «восточный вопрос», проблему судоходства по Рейну, положение в итальянских государствах, отношение к работорговле, а также рассмотрение жалобы Сардинского королевства на Швейцарию.
Работа конгресса протекала в обстановке напряженной дипломатической борьбы из-за разногласий между ведущими европейскими державами. «Особенно явно противоречия проявились при обсуждении испанского вопроса».
Россия, Австрия и Пруссия выступали сообща, опасаясь разрастания революционных движений в Европе. Для подавления революции в Испании и ее латиноамериканских колониях Франции, от имени Священного союза, предлагалось ввести войска на эти территории.
Предварительно эту проблему пытались решить политическим путем. Конгресс обратился к испанскому правительству с предложением изменить восстановленную 9 марта 1820 г. конституцию 1812 г. Мадрид ответил отказом. Тогда на заседании 17 ноября 1822 г. уполномоченные четырёх держав - России, Пруссии, Австрии, Франции - приняли решение о подавлении революции в Испании. Англия же была против. В инструкциях министра иностранных дел Дж.Каннинга герцогу А.У.Веллингтону предписывалось «не вмешиваться ни применением силы, ни угрозой» в дела Испании, а для безопасности Франции достаточно иметь на «франко-испанской границе ее обсервационный корпус». [Isambert F.A. Manuel du publisiste et de l’homme d’Etat, t.3. Paris, 1826, p. 304-309] При этом, А.У.Веллингтон, исходя из личных побуждений «строго конфиденциально» ознакомил российского посла в Англии Х.А.Ливена с «действительным планом» военной операции французской армии в Испании. [Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами. Т. XI. Спб., 1895 г., c. 305-306]
На закрытом заседании уполномоченных пяти держав 18 ноября министр иностранных дел Франции М.Монморанси-Лаваль доложил о состоянии франко-испанских отношений и «желании Парижа знать, какова будет моральная и материальная помощь союзных держав» в случае ее военных действий в Испании. [Chateaubriand F.R. Congres de Verone, p.1. Paris-Leipzig, 1838, p. 72-76] Последние колебания Франции были сняты заявлением Священного союза о согласии разорвать дипотношения с испанским революционным правительством и готовности при необходимости оказать моральную и материальную поддержку французской интервенции.
В итоге было разработано секретное соглашение держав континентальной Европы, содержащее необходимые условия для проведения французской интервенции (3 случая):
«1) случай вооружённого со стороны Испании нападения на французскую территорию или официального акта со стороны испанского правительства, вызывающего непосредственно к возмущению подданных той или другой из держав; 2) случай объявления Его высочества короля Испании лишённым трона или процесса, направленного против его августейшей особы, или подобного же свойства посягательства против членов его семейства; 3) случай формального акта испанского правительства, нарушающего законные наследственные права королевской фамилии…» [Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского министерства иностранных дел. Серия вторая. Т. IV (XII). М., Наука, 1980 г., с. 591]
Условия были зафиксированы в протоколе, подписанном в ходе заседания 19 ноября 1822 г. Англия не поддержала этот документ, усмотрев в нем угрозу для жизни испанской королевской семьи и ограничилась только предложением «добрых услуг». В итоге, 7 апреля 1823 г. началась интервенция французской армии и осенью того же года испанская революция была подавлена.
Дебаты вокруг интервенции в испанских колониях на Американском континенте продолжались еще несколько дней. В ноте А.У.Веллингтона, изложенной на заседании конгресса 24 ноября, содержались возражения против вмешательства держав во внутренние дела Испании и говорилось о необходимости признания независимости бывших испанских колоний. В ней также отмечалось, что активная торговля Англии с молодыми латиноамериканскими государствами и необходимость борьбы с пиратством уже побудили ее «де-факто» признать правительства и независимость этих стран.
26 ноября, Франция довольно туманно сформулировала свое отношение к этой проблеме: Испания с одной стороны, должна была обеспечить южноамериканскому континенту мир и процветание, а с другой - уступить «силе вещей».
На следующий день (27 ноября) Россия подтвердила приверженность Александра I «охранительным принципам» и выразила Испании пожелания успеха в восстановлении её связи с колониями на «прочной взаимовыгодной основе».
Австрия и Пруссия, в свою очередь, 28 ноября категорически отказались признать независимость «испанских провинций в Америке».
Участникам конгресса так и не удалось добиться консенсуса по вопросу о признании независимости молодых латиноамериканских государств. В протоколе уполномоченных пяти держав от 28 ноября 1822 г. было приведено заявление А.У.Веллингтона о том, что признание де-факто Великобританией независимости стран Латинской Америки продиктовано экономическими интересами многочисленных британских подданных, но при этом оговаривалось, что Георг IV желает примирения Испании с её колониями. Оказало свое действие и резкое выступление английского министра иностранных дел Дж.Каннинга в 1823 г., а также доктрина американского президента Дж.Монро, согласно которой любая попытка вмешательства европейских держав в дела американского континента рассматривалась как угроза «их собственному спокойствию и благоденствию». На этом испанская тема была исчерпана.
Ситуация в Италии рассматривалась по просьбе неаполитанского и сардинского королей. Было решено продлить австрийское присутствие в этих двух государствах. Вместе с тем, Россия и Франция, возражали против намерений К.Меттерниха преобразовать Италию в «федерацию под австрийской гегемонией».
На заседании 2 декабря 1822 г., государственный секретарь Сардинского королевства В.Латур сообщил, что король Карл-Феликс считает завершенным восстановление мира в его стране и что австрийскую военную оккупацию Пьемонта следует прекратить. После обсуждения представители держав, подписавших Наваррскую декларацию от 24 июля 1821 г. (Россия, Австрия, Пруссия, Сардинское королевство) приняли решение о поэтапном выводе австрийского вспомогательного корпуса до 30 сентября 1823 г. и о порядке снабжения, остающихся до этой даты, австрийских войск. По этим вопросам рекомендовалось заключить конвенции между Россией, Австрией и Пруссией, с одной стороны, и Сардинским королевством - с другой. Согласованный документ был подписан в тот же день, а 5 декабря поставили свои подписи уполномоченные Великобритании и Франции. [Документы по истории дипломатических сношений России с западными державами от заключения всеобщего мира в 1814 до конгресса в Вероне в 1822 году. ч.1. Акты публичные, т.2., Спб.,1825 г., с. 697-702]
8 декабря состоялась встреча представителей держав-участниц Неаполитанской конвенции от 18 октября 1821 г. - России, Австрии, Пруссии и Королевства Обеих Сицилий, на которой А.Руффо изложил просьбу Фердинанда I о сокращении в его государстве контингента австрийских войск до 35 тыс. человек. В тот же день решение было принято всеми участниками конгресса. На заседании четырёх держав (кроме Англии) 13 декабря 1822 г. были заслушаны и внесены в протокол декларации с благодарностями «малых» итальянских монархов (Пармы, Тосканы, Папской области, Лукки, Модены, Массы и Каррары) за «великодушные заботы и благожелательность» союзных держав и за «установление порядка» в Италии. [Там же]
24 ноября 1822 г. конгресс обсуждал памятную записку А.У.Веллингтона о работорговле. В ней говорилось о том, что ни декларация Венского конгресса от 8 февраля 1815 г., ни принятые законы против работорговли ее не остановили, она продолжается во всё возрастающих масштабах. Было отмечено, что Португалия и Бразилия все еще не подписали Венскую декларацию, а многие работорговцы используют корабли под французским флагом. «Конгрессу - заявил британский уполномоченный, - следует принять новую декларацию, которая обязала бы морские державы относиться к работорговле, как к пиратству».
Российский министр иностранных дел К.В.Нессельроде от имени Александра I осудил торговлю неграми «как противоречащую религии, справедливости и человечности» и заявил о решении России присоединиться к принятым конгрессом мерам. Австрия и Пруссия также выразили готовность подписать новую декларацию о запрете на работорговлю, а Франция, согласившись с общими ее положениями, отказалась подчиниться мерам надзора, контроля и наказания, включая конфискацию кораблей работорговцев, что предлагалось в записке герцога А.У.Веллингтона. В результате, 28 ноября 1822 г. был подписан протокол пяти держав, лишь подтверждавший положения декларации Венского конгресса о запрете работорговли и передачи всех нерешенных вопросов на рассмотрение Лондонской конференции по работорговле. По сути, участники конгресса ограничились принятием «платонического документа».
«Восточный вопрос», один из важнейших для российской внешней политики, стал камнем преткновения на Веронском конгрессе, где этот термин и появился впервые. Его сутью были международно-правовые противоречия, связанные с процессом распада Османской империи и борьбой европейских держав за раздел ее владений. Претензии Европы к Османской Порте были обусловлены, прежде всего, экономическими интересами, включая развитие торговли и свободу судоходства через Босфор и Дарданеллы. Россия, помимо этого, была заинтересована в стабильности на своих южных границах, а также на Балканах и в придунайских княжествах. Основными ее соперниками в «восточном вопросе» были Австрия и Великобритания. Участники конгресса по разному отнеслись и к национально-освободительному движению греков, начавшемуся в 1821 г. Позиция России также не была однозначной: Александр I, с одной стороны, симпатизировал грекам в их борьбе за независимость, с другой, усматривая в их выступлении «признаки революции», считал необходимым применить «охранительные меры» ради торжества «принципа легитимности».
В течение нескольких дней на конгрессе обсуждались различные аспекты «восточного вопроса». 9 ноября 1822 г. российский представитель Д.П.Татищев зачитал декларацию, в которой излагались требования России к Османской империи (уважать права греков, заявить о выводе своих войск из Дунайских княжеств, снять ограничения на торговлю и обеспечить свободу мореплавания в Чёрном море) и просьба к союзным государствам продолжить «добрые услуги» в Константинополе с целью принудить Порту выполнить эти требования.
Австрия заявила о готовности «поддержать самым действенным образом» позицию России, выразив надежду, что остальные союзники поступят так же, «дабы продемонстрировать триумф прославленного союза великих держав над крамольниками».
На заседании 26 ноября, уполномоченные Франции Караман и Пруссии Гацфельдт сообщили, что их представители в Константинополе будут действовать совместно с другими союзными странами с тем, чтобы «ускорить восстановление доброго согласия между двумя империями».
В британской же декларации, представленной А.У.Веллингтоном, высказывалось пожелание Георга IV о выполнении Османской Портой русских требований. Вместе с тем, утверждалось, что Порта уже пошла на ряд крупных уступок и выражалась надежда, что они удовлетворят Россию. Применительно к требованию о свободном проходе российских кораблей через Черноморские проливы, декларация содержала лишь уклончивое заверение в желании британского правительства «оказывать содействие благосостоянию некоторых принадлежащих Его императорскому величеству областей» (т.е. южных губерний России).
Россия, в ходе заседания 27 ноября 1822 г., выразила удовлетворение готовностью союзников содействовать через своих дипломатических представителей успеху порученных им переговоров с Портой.
В том, что касается восстания греков, оно было единодушно осуждено. Два депутата временного греческого правительства на заседание Веронского конгресса допущены не были и декларация, подписанная в Аргосе 29 августа 1822 г., содержащая жалобы греческого народа и ходатайства о поддержке его борьбы за национальную независимость, не рассматривалась. Однако в дальнейшем Россия совместно с Англией и Францией способствовала созданию независимого греческого государства во главе с И.Каподистрией (в 1816-1827 гг. был управляющим МИД России).
Просьба короля Сардинии к союзным странам побудить швейцарское руководство удовлетворить требование о выдворении осужденных сардинских революционеров, скрывающихся на территории Швейцарии, обсуждалась на заседании 14 декабря 1822 г. Представители четырёх держав согласились оказать «добрые услуги» по вопросу о высылке эмигрантов. Однако, Швейцария отвергла жалобу Сардинского королевства, охарактеризовав её как «чрезмерную».
27 ноября 1822 г. по предложению британского представителя А.У.Веллингтона, правительству Нидерландов было направлено требование об устранении помех судоходству по Рейну, специально оговоренное в Заключительном акте Венского конгресса 1815 г. По завершении Веронского форума правительства Англии, Пруссии, Австрии и России направили ноты правительству Нидерландов, в которых выражалось требование об отмене введённых Нидерландами таможенных ограничений на Рейне.
14 декабря 1822 г. работа Веронского конгресса была закончена, а вместе с ним и «эпоха конгрессов», начавшаяся в Вене в 1815 г. Его итоги нашли свое отражение в принятом в тот же день циркуляре России, Австрии и Пруссии своим дипломатическим представителям за границей. В документе, подписанном К.В.Нессельроде, К.Меттернихом и А.Бернсторфом, сообщалось об итогах конгресса, утверждалось право Священного союза на вмешательство во внутренние дела всякого государства, где революционное движение угрожает монархическим устоям других держав; оправдывалось вмешательство в дела итальянских государств в 1821 г. и интервенция в Испании, содержалось требование об устранении препятствий судоходству на Рейне, а также осуждались действия греческих революционеров.
Предложения о проведении новой встречи держав Священного союза не нашли всесторонней поддержки. А дальнейшую перспективу конгрессов во многом свела на нет смерть императора Александра I в декабре 1825 г.
В целом, работа и итоги Веронского конгресса красноречиво свидетельствовали о том, что державам Священного союза все труднее было находить точки соприкосновения по внешнеполитическим вопросам в условиях нараставших между ними противоречий. Вместе с тем, преобладал коллективный подход для защиты от угроз и сохранения устоев миропорядка той эпохи. Участники исходили из того, что принимаемые ими решения должны основываться на принципе права, или «легитимизма», как говорили в ту пору. В главном для монархических режимов, - противодействии революционно-освободительным движениям – «Европейский концерт» («the Concert of Europe») выступал практически единым фронтом.
В ходе конгресса заметно проявилось соперничество между Россией и Англией. В принципе, не возражая против принятых решений, Великобритания всячески пыталась ограничить российское влияние на ход событий и принизить роль самого Александра I, как арбитра Европы. Это отражало общую тенденцию в отношении России, когда после победы над Наполеоном, она стала влиять на политическое устройство Европы. Россия была нужна западным союзникам, чтобы сокрушить империю Наполеона, но совсем не для того, чтобы стать одной из доминирующих европейских держав. Та же тенденция отчетливо видна и сегодня, когда пытаются всячески умалить роль и авторитет России, как одной из ведущих держав мира, победившей фашизм во Второй мировой войне.
Россия на Веронском конгрессе, как и в течение всего периода Венской системы, играла роль «первой скрипки» в Священном союзе. К сожалению, не все участники были готовы в полной мере следовать российским инициативам. Именно поэтому не получили развития, поднятые Александром I, идеи формирования «великой европейской семьи», основанной на идеалах «христианской нравственности, великодушия и справедливости», созвучные с проектом общеевропейского дома времен «перестройки». А, действовавший в рамках Венской системы, в т.ч. в Вероне, «комитет пяти» (Россия, Австрия, Пруссия, Англия и Франция) был, по сути, прообразом нынешнего Совета Безопасности ООН.
Веронский конгресс отчетливо продемонстрировал - дипломатия может быть эффективной, если она опирается на политическую волю государств и их способность к самоограничению и взаимному уважению интересов. Отход от этого принципа, в т.ч. и сегодня, сужает поле деятельности дипломатии и ведет к нарушению баланса международной системы. Россия была и остается одним из наиболее влиятельных международных игроков. Отечественная дипломатия, действующая на основе прочных традиций и реалистичных подходов, в наши дни, как и в ту далекую эпоху, остается эффективным инструментом отстаивания национальных интересов российского государства.
[1] Cоюз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного в 1815 г. на Венском конгрессе международного порядка на основе баланса интересов при сохранении монархических устоев.
[2] Система международных отношений, миропорядок, сложившийся после наполеоновских войн, закрепленный на Венском конгрессе в 1814-1815 гг. (в основе лежал принцип поддержания легитимности и баланса сил между великими державами).
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: