10 декабря 1944 года был подписан договор о взаимопомощи между СССР и Францией.
В предвоенные годы советское правительство стремилось к развитию советско-французских отношений во имя сотрудничества и безопасности в Европе. С этой целью СССР заключил с Францией в 1932 г. договор о ненападении и в 1935 г. договор о взаимной помощи.
В связи с неудачей советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. относительно совместных действий против фашистской угрозы (это было связано со скрытым стремлением правящих кругов Великобритании и Франции направить немецкую агрессию на Восток) СССР был вынужден пойти на заключение известных договоров с гитлеровской Германией, осужденных Францией и другими западными странами.
Несмотря на военный союз с Великобританией, Франция в мае — июне 1940 г. потерпела сокрушительное поражение от Германии, оккупировавшей две трети территории страны (с ноября 1942 г. — и всю страну).
Как же готовился договор 1944 года и что этому предшествовало?
В одном архиве лежит «Дело № 3 по обеспечению безопасности движения литерного поезда особой нормы». Дело начато 21 июня, а окончено 27 ноября 1944 г. В нем находятся документы о мерах по сопровождению какого-то поезда в ноябре 1944 г. по маршруту Сталинград–Москва.
Итак, местные чекисты подготовили для кого-то лучшие паровозы (резервные и контрольные); подали четырехосный крытый вагон, загруженный камнем; проверили «проверенных» железнодорожников, на каждого завели досье; на станциях Арчеда, Бекетовка, Сальск «произвели заблаговременно анализ воды», проверили топливо на наличие взрывчатки и взяли это всё под охрану; пути «привели в отличное состояние»; для проверки работ путевых бригад «включили в состав проверенную агентуру из числа путейцев»; оперативные сотрудники лично осмотрели стрелки.
Кроме того, всех подозрительных на вокзалах, на перегонах задерживали за двое суток до прохода состава; на станциях и в поселках, прилегающих к железной дороге, проводили ежедневные досмотры и проверку документов; согласно плану агентурно-оперативных мероприятий, охрану пути вели 1.780 военнослужащих внутренних войск НКВД (особенно мосты, трубы, переезды, подъемы, спуски, изгибы пути). Кроме того, вдоль всего пути выстраивалась «живая изгородь» из солдат (по одному человеку на каждый километр пути), а за их спинами - «второе кольцо» охраны.
Так кто же ехал в ноябре 1944 г. по этому маршруту? В деле - ни полслова об этом. Версия о поездке Сталина отпадает, в Сталинграде он был годом ранее, возвращаясь с Тегеранской конференции. Это был последний визит в город, носящий его имя.
Методом исключения остается Шарль де Голль. Известно, что Глава Временного правительства Французской Республики следовал в Москву через Баку и Сталинград для подписания важного договора. Причем тогда в деле фигурирует Сальск? Известно, что поезд прибыл в Сталинград 30 ноября. А это близко к дате окончания дела. Случайно ли это? Но дело начато 21 июня, а де Голль высказал пожелание советскому послу Богомолову приехать в СССР 8 ноября. Хотя остаются вопросы, представляется, что пассажир литерного поезда выяснен и на одну загадку истории стало меньше.
В Москве 2 декабря торжественно делегацию встретит Молотов с Почетным караулом, но только через неделю переговоров 10 декабря они подпишут Договор о союзе и взаимной помощи.
Изображение (фото): Центральный музей Вооруженных Сил
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: