Географы Алтайского государственного университета подвели итоги проекта «Экономико-географические вызовы сотрудничества Алтайского края и Восточно-Казахстанской области».
Перед коллективом исследователей, который возглавил преподаватель кафедры физической географии и ГИС Института географии АлтГУ Сергей Даниярович Маменов, стояли задачи по выявлению особенностей экономико-географического сотрудничества Алтайского края и Восточно-Казахстанской области, анализу перспектив развития этого направления взаимодействия указанных территорий России и Казахстана, а также определению транспортно-географического потенциала в контексте развития геоэкономического пространства обозначенной в проекте области Большого Алтая.
«Термин «вызовы» стал весьма популярен в современном обществе на рубеже ХХ-ХХI веков, что отражает актуальность подобного подхода к анализу различных ситуаций. Под «вызовами» понимаются угрозы общего характера, связанные с появлением каких-либо новых факторов в развитии, создающих препятствия для возможности нормального функционирования природно-общественных систем в географическом пространстве, - поясняет руководитель проекта С.Д. Маменов. – Среди различных форм межрегионального сотрудничества в условиях развития интеграционных процессов, безусловно, внимание уделяется приграничному и трансграничному сотрудничеству, поскольку в приграничном взаимодействии непосредственно пересекаются жизненно важные проблемы, включая внешнеполитические, экономические, социальные, гуманитарные, разделенных народов и другие».
Научно-практическая значимость проекта, по словам исследователей, заключается в возможности применения его результатов в менеджменте сотрудничества приграничных территорий России и Казахстана. Выполненный анализ, база данных, полученные оценки могут рассматриваться как программные инструменты, способные определить сильные и слабые стороны, точки роста, возможности для улучшения социально-экономической ситуации в условиях пограничья для территорий Алтайского края и Восточно-Казахстанской области.
Так, например, анализ транспортной системы приграничных районов Алтайского края и ВКО показал наличие сформированной транспортной сети. Однако, для развития более широких интеграционных связей и реализации задач в рамках международных соглашений «Наш общий дом – Алтай», «Новый Великий Шёлковый путь», необходимо строительство новых транспортных путей, а также ремонт и реконструкция имеющейся транспортно-дорожной сети.
Остается добавить, что материалы проекта могут быть использованы в Стратегии развития международного экономического сотрудничества регионов Большого Алтая в рамках деятельности Международного координационного совета «Наш общий дом – Алтай», в других международных программах и проектах, в частности, как предложения для включения в проект «Один пояс – один путь» и развития регионального транспортного кластера в рамках концепции «Экономического пояса Шёлкового пути».