Северокорейский рубеж: чем закончится противостояние ООН и КНДР? Как Пхеньян ответит на новые санкции? Обсуждаем с сенатором Игорем Морозовым в программе "Принцип действия" с Анной Шафран.
Шафран: У нас на повестке дня прежде всего Северная Корея, вокруг которой сейчас разворачиваются события и которая пообещала США "отомстить тысячу раз" за санкции, которые были приняты в отношении КНДР. Это первое. Второе – также Северная Корея пообещала применить физические действия в ответ на санкции уже Совбеза ООН. Предлагаю поподробнее об этом поговорить. Но для начала вот такой самый простой вопрос. А зачем, в общем-то, непредсказуемого и опасного зверя трогать, если неизвестно, какие действия могут последовать?
Морозов: Вы, наверно, правы, что нельзя трогать зверя, потому что живёт…
Шафран: А я, кстати, в хорошем смысле, потому что Россия-то - тоже медведь как бы.
Морозов: …В тайге и никого не трогает. Но дело в том, что последние шаги лидера КНДР становятся опасными не только для Соединённых Штатов Америки, не только для региональных соседей, но в принципе они небезопасны и для России и Китая. И когда в ядерном клубе официально находятся семь крупных стран, это все члены Совбеза ООН – Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, к ним добавились Индия, Пакистан, затем вдруг Израиль заговорил о том, что он готов ответить, если нужно, и нанести ядерный удар, затем ЮАР попыталась войти в ядерный клуб, хотя и отказалась… Но всё-таки вот эта последовательность в желании каждой страны иметь ядерное оружие приводит к тому, что ядерное оружие как оружие сдерживания распространяется по миру, и, конечно, мы не особенно заинтересованы в том, чтобы этот ядерный клуб пополнялся.
И у нас уже был прецедент с "Иранским кейсом" – ядерной программой Ирана, где мы и Китай сделали всё возможное, чтобы Иран остался членом международного сообщества, чтобы его не начали бомбить или против него не провели военную интервенцию, как американцы с англичанами сделали в отношении Ирака в 2003 году. И это мы, Россия в первую очередь, добились, что Иран в 2015 году вновь вернулся в международное сообщество, подписав женевские соглашения и соглашения всеобъемлющего плана действий, где он отказывался от разработки ядерного оружия. То же самое происходит сейчас с КНДР. Поэтому и России и Китай приняли для себя решение всё-таки поддержать резолюцию Совбеза ООН, запрещающую КНДР разрабатывать ядерное оружие, разрабатывать новое вооружение, которое стало небезопасным, и не размывать международную систему нераспространения, о которой мы всегда говорим, мы всегда её поддерживаем.
И в этой ситуации позиции России и Китая дают возможность продолжать поддерживать переговорный процесс с КНДР и, безусловно, всё-таки достичь договорённости или согласия, как когда-то с Ираном. Поэтому я думаю, что Россия и Китай, проголосовав за резолюцию, преследовали как раз цель не допустить расширения ядерного клуба, распространения ядерного оружия, и полагаю, что дали возможность КНДР оставаться в условиях мира в регионе, не допуская возможного военного вмешательства США во внутренние дела этой страны.