Глобальная экономика немыслима без глобальных организаций, которые ставят своей целью регулировку ее основных процессов. Их названия всегда на слуху: Международная экономическая ассоциация (ВТО), преемница действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Международная ассоциация участников фондового рынка, Европейская ассоциация корпоративного консалтинга и многие другие. Без них существование отдельных компаний и даже национальной экономики в условиях глобальной конкуренции было бы практически невозможным. «Экономическая реальность нашего времени такова, что все конкурируют со всеми. Все мы - участники глобальной конкуренции. И отдельные люди - участники глобальной конкуренции. И компании. Целые страны вовлечены в глобальную конкуренцию. Нигде не спрятаться и никуда не убежать. Ни тебе. Ни мне. Ни Фиату. Ни U2. Ни Рики Лэйку. Ни Роберту Де Ниро. Ни Мэг Райан. Ни Аугусто Пиночету» - писали в своей знаменитой книге «Бизнес в стиле Фанк» профессора Стокгольмского университета экономики Кьелл А. Нордстрем и Йонас Риддерстрале».
О том, как эффективно Россия сможет конкурировать с другими странами после вступления в ВТО, аналитики и представители правительства РФ говорят уже не первый год. Министр экономического развития и торговли
Герман Греф еще в начале года обещал, что "вступление в ВТО, - мощнейший импульс для повышения инвестиционной привлекательности и роста экономики страны. Это один из серьезных вкладов в то самое удвоение ВВП, о котором мы говорим".
По мнению аналитиков Национального экспертного совета по качеству (НЭСК) одним из кратчайших путей для приведения отдельных компаний и даже секторов экономики к принятым в ВТО стандартам может стать более широкое распространение системы стандартов качества ISO 9000, которая широко распространена в компаниях, работающих на территории стран-участников ВТО.
По сути сложившаяся ситуация такова: правительству РФ выгодно вступить в ВТО из-за престижа, доступа к международным механизмам разрешения торговых споров и участия в выработке правил международной торговли с учетом своих интересов. Крупным нефтегазодобывающим компаниям (более чем на половину принадлежащих государству) вступление интересно из тех же соображений, плюс возможность более свободно распоряжаться инвестиционными потоками, направленными как в одну так и в другую сторону границы. Что касается остального российского бизнеса, то для извлечения из вступления России в ВТО какой-то ощутимой пользы ему потребуется доказать мировому бизнес-сообществу свое соответствие высоким стандартам мировой экономики. В подобной ситуации в свое время оказались корейские и китайские компании и те из них, которые в итоге смогли выйти на мировой рынок и даже потеснить японцев начали свою деятельность с внедрения стандартов мировых стандартов качества. То есть, проще говоря, нет регистрации по ISO 9000 - не будет заключен контракт. В США, например, NASA и Министерство обороны теперь требуют от своих поставщиков сертификации по ISO 9000.
Опыт целого ряда российских компаний показывает, что внедрение ISO 9000 уже на настоящем этапе интеграции российского бизнеса в мировую экономику значительно облегчает налаживание деловых связей с зарубежными компаниями. Согласно информации НЭСК, одними из первых стандарты серии ISO стали внедрять российские компании с иностранным капиталом, а вслед за ними – те, кто в большей степени ориентирован на иностранного заказчика: высокотехнологичное машиностроение, разработчики специализированного ПО, некоторые туристические компании и банковские структуры.
Можно предположить, что когда вступление России в ВТО все-таки произойдет, большинству компаний, не готовых ограничится только внутренним рынком, придется задуматься о средствах завоевания доверия зарубежных заказчиков и одним из наиболее действенных средств для большинства из них наверняка окажется ISO 9000.